Поиск: Поиск
Логин: Пароль: Поиск
Зарегистрироваться | Забыли пароль?
Oldcomics.ru - магазин русских комиксов

 энциклопедия русских комиксов и манги

11

Бэтмен против Человека-паука

Сверхгероев дешевых серийных комиксов знают все. Даже те, кто никогда не слышал слова "комикс". Эти сверхгерои смотрят нам в глаза с голливудских экранов, ибо Голливуд, кондитерская наших грез, вот уже десять долгих лет пичкает нас дорогостоящими экранизациями макулатурных шедевров трэш-культуры.

 

Вернее, первые кинокомиксы появились еще в тридцатые, но нынешняя волна экранизаций началась с умного, до сих пор недооцененного Тима Бартона, перенесшего на экран Бэтмена, Джокера и безумные архитектурные фантазмы Готем-сити и с Уоррена Битти, поставившего очень цветного "Дика Трейси". Эпидемия продолжилась бессмысленно страстным "Вороном" Алекса Пройяса, тем самым фильмом, на съемках которого был застрелен Брендон Ли, затем последовали бессмысленный "Судья Дрэдд" со Сильвестром Сталлоне и Barb Wire с секс-символом империи "Плейбой" Памелой Андерсон в главной роли. В прошлом году число экранизированных комиксов пополнил изысканно глупый Спаун и чернокожий охотник за вампирами Блэйд. Двухтысячный год мы встретим в компании ловкого Человека-Паука, Железного Человека, Серебряного Серфера и, держитесь, - наконец-то выйдет долгожданный "Супермен жив!".

 

Но кто же поставляет Голливуду этот мусор? Кто авторы всех этих захватывающе идиотских сверхприключений? Ответ звучит обескураживающе лаконично, - DC и Marvel. Две гигантские корпорации, объединяющие сотни графиков, колористов, дизайнеров и сценаристов. У каждого труженика карандаша и резинки имеется своя специализация. Кто-то рисует уши, кто-то кулаки, кто-то красит плащи персонажей в зеленый цвет. Очень быстро, очень ловко фирмы DC и Marvel Group производят десять-пятнадцать брошюрок в неделю. По поводу содержания можно сказать лишь то, что бесчисленные сверхгерои заняты одним, - истреблением Зла в любых его проявлениях. Действие всегда разворачивается по хорошо отработанной схеме: злодей злодействует (похищает американский золотой запас, отравляет питьевую воду, подбрасывает толченое стекло в сено американским лошадям или отнимает завтраки у американских детишек) и попутно расставляет ловушку сверхгерою. Супермен или Бэтмен, как дети, легко попадаются в расставленные сети. А они попадаются всегда, потому что воплощают в себе идеал Добра с кулаками, но ни в коем случае не с мозгами. Затем добрый герой разрывает цепи, ломает наручники и долгих десять страниц метелит злодея так, что хруст злодейских костей слышен во всех уголках нашей славной Вселенной. Все action comics в равной степени увлекательны (или скучны - в зависимости от твоей, милый читатель, эстетической позиции) и различаются лишь титулом. Когда-то считали, что "палп комикс" проповедуют насилие и чуть ли не секс. Так вот, это неправда. Они ничего не проповедуют. Они лишь отражают стандартные мифы западного полушария.

 

Виртуозное и исчерпывающее описание продукции этого сорта имеется в романе П„ра Вал„ "Гибель 31-го Отдела": "Что это? Кажется, Луна покачнулась!". И во второй раз за вечер Удивительный Герой покинул любимую женщину, чтобы спасти мир".

DC эксплуатирует Супермена, Бэтмена, Чудесную Женщину и несколько десятков героев помельче. Marvel распространяют приключения Человека-Паука, Великолепной Четверки и Серебряного Серфера. С начала 50-х книжные рынки мира сотрясает конкурентная борьба двойников-гигантов, уже превратившаяся в нечто в высшей степени мифогенное. В середине восьмидесятых даже началась комикс-серия "Marvel vs. DC", на страницах которой персонажи-конкуренты лихорадочно перевыполняют нормы Добра (понимаемого как истребление преступников) и в сказочной форме демонстрируют соотношение акций двух фирм на бирже.

Обтягивающие комбинезоны, тяжелые челюсти героев-мужчин и ощутимо округлые (но непроницаемые) доспехи героев-женщин - визитная карточка Marvel. Старина Фрейд нашел бы пищу для размышлений - уж очень недвусмысленно в сериале The Incredible Hulk соприкоснувшийся с какой-то токсичной гадостью хлипкий ученый раздувается, рвется ввысь, теряет одежду, превращаясь в бугрящееся мускулами чудовище, правда, зеленого цвета... Впрочем, не менее странные метаморфозы происходят и с героями популярнейшего комикс-сериала X-MEN. Мутанты с исковерканными телами и душами, они не укладываются в определение обычных однозначно положительных или отрицательных героев... Рекламный плакат Marvel изображает самого темного персонажа X-MEN, Wolverine, с перекошенным от ярости лицом и загнутыми когтями, растущими прямо из сжатых кулаков. Надпись гласит: "X-MEN WANT YOU... DEAD!!!".

 

Компания DC Comics подарила миру не менее странных, но куда более знаменитых персонажей - Бэтмена и Супермена. Вот уж два диаметрально противоположных героя! Голубой комбинезончик одного и черные крылья другого, голубое небо над Америкой и вечные сумерки в инфернальном Готэм-сити... Тот Готэм, который мы видели в фильмах, создала художница Барабара Линг, утверждавшая, что вдохновляли ее на это японские манга, берлинская архитектура времен Альберта Шпеера и экспрессионистское немое кино.

 

Супермен, кстати, намного старше тех, кто читает эти слова и, возможно, даже старше их родителей. Впервые он появился в 1938 году и теперь этот мускулистый герой в сине-красном плаще стал, пожалуй, одним из главных символов Америки, - наравне со статуей Свободы и "Кока-колой". Сегодня семейство Супермена расширилось и вобрало в себя Supergirl, Superboy и Superpup (что-то типа "Суперщенок" - забавно, не правда ли?). Подуставшие было от такого маразма художники из DC попробовали лет пять-шесть назад убить самого Супермена. Не вышло. Добропорядочные американцы впали в такую истерику, что сюжет об этом даже показали в какой-то серьезной российской новостной программе. Идолов низвергать трудно, а в данном случае и невыгодно. Поэтому Супермен живет и здравствует вкупе со своим семейством, для рейверски настроенных тинэйджеров даже выходит специальная серия Superboy and The Ravers. А чтобы такая толпа положительных во всех отношениях героев не скучала, через несколько месяцев DC запускает в продажу серию комиксов RED SON (прочтите внимательно - это можно истолковать и как Красное Солнце). Сюжет таков - с родной суперменовой планеты в Советскую Россию (!) прилетает Красный Сын, обладающий всеми суперспособностями, который быстро приходит там (здесь?) к власти и собирается в крестовый поход на благословенную Америку.

А что же монстры? Ведь еще старый добрый дедушка Хичкок предупреждал, что успех истории наполовину зависит от образа злодея. Увы, за исключением блестящей череды негодяев в "Бэтмене", вспомнить некого. Злодеи создаются на один раз и неуклонно гибнут в конце каждой серийной брошюры.

 

Совсем недавно молодые и нахальные графики, сбежавшие от застывших на века традиций DC и Marvel, организовали новые объединения Image, Vertigo и решительно обновили стиль и содержание pulp comics, подарив бессмертным героям не менее бессмертных злодеев. Конкурентная борьба обострилась! К тому же непреходящая мода на японские комиксы manga заставила разработчиков DC и Marvel энергичнее шевелить мозгами в поисках свежих идей. Рядом со строгим благородным Суперменом встали грязные, озлобленные и циничные Лобо, Питт, Спаун и Леди Смерть. Они тоже творят Добро, но как-то странно, невзначай... Добро из Зла. Все они - покрытые татуировками и обмотанные пулеметными лентами анархисты, отчаянные пистолетчики, родные братья небритых снайперов спагетти-вестернов Серджо Корбуччи и Энцо Кастеллари. Исключение составляет разве что Спаун, отпущенный из Ада на Землю специально для сотворения Зла. По дороге он передумал и стал "хорошим", к великому разочарованию малолетней аудитории дешевых комиксов. Его рейтинг ниже, чем у коллег по "грязной дюжине", именно из-за прекрасных порывов его души.

 

Вот так и живет пестрый мир дешевого комикса. Этот простой до примитивности этаж графической культуры необходим и для изощренных авторов с культовой репутацией и для ехидных авангардистов из the underground comics culture. Это всего лишь горизонтальная поверхность, от которой необходимо оттолкнуться для прыжка.

 

Источник: Комиксолёт
Url: http://www.comics.aha.ru/rus/articles/5.html


Автор: Алексей Табачков


Новые обложки